Часто ли мы задумываемся, как много сил и времени надо потратить, чтобы снять хорошую экшн-сцену? Эпизод может идти меньше минуты и потребовать полдня съемок. И не только в голливудском блокбастере, но и в качественном российском сериале.
Вот, например, кадр расстрела политика Ильина на трассе героями Никиты Зверева и Тагира Рахимова в фильме "Объявлен в розыск", который зрители увидят в новом сезоне на НТВ, займет на экране секунд 40, а работа над этой сценой шла 10 часов! Пока пиротехники крепили с помощью скотча на кожу актера, играющего жертву, "посадку" (так киношники называют сооружение из пакетика со специальной краской "под кровь" и слабого пиротехнического заряда) мы пообщались со ставившим этот трюк каскадером Дмитрием Тарасенко.
В послужном списке Дмитрия постановка драк и трюков для фильмов "Дневной Дозор", "Бой с тенью", "Охота на пиранью", "Кандагар", "Новая земля", "Адмиралъ", даже для голливудской "Полицейской академии". Он же переворачивал, поджигал машины и учил драться актеров сериалов "Глухарь", "Сармат", "Богиня прайм-тайм" и ставил розыгрыши для одноименной программы на Первом канале.
- В детстве я мечтал быть актером, но, когда узнал, что сложные сцены за них выполняют каскадеры, передумал, - вспоминает Дмитрий. - И пошел учить биологию в институт. Потом стал преподавать ее в школе. Причем на английском. Но когда понял, что буду изо дня в день показывать указкой в плакат, стало очень тоскливо. И я ушел из школы в каскадеры.
В то время в творческих вузах преподаватели по сценическому движению кроме основной работы в вузе иногда ставили трюки в кино. В качестве массовки часто задействовали студентов с хорошей спортивной подготовкой. Они мне и рассказали, как это здорово. Я пошел на съемки и... остался.
- Вот так, без физической подготовки, тренировок?
- Не совсем (улыбается). Как все мальчишки в советское время, я ходил в спортивные секции, занимался карате, мяч во дворе гонял с друзьями. Потом еще стал заниматься фехтованием.
- Руки-ноги часто ломали?
- Плечо как-то вывихнул, ключицу ломал, ноги, ребра. Нос мне первый раз сломал мой друг степовским ботинком. На съемках фильма "Виват, гардемарины" Дмитрий Харатьян мне по носу заехал. К врачам не обращался - засунул мизинец в нос и поставил на место перегородку.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
Бывший учитель биологии и начинающий каскадер был худенький, без накачанных мышц, средней комплекции.
- Из-за схожести по фигуре с девушками часто бегал на каблуках. Никогда не забуду одну съемку. Прихожу, меня переодевают в женское платье, клеят накладные ресницы, красят губы, начес делают, заливают все это лаком и говорят: "Снимаем сцену падения девушки с многоэтажки!". И вот я в кромешной тьме падаю вниз. Нет, правда, даже если бы они мешок с картошкой бросили, никто бы из зрителей не догадался, а тут столько приготовлений. До сих пор мучаюсь — зачем же мне губы красили! (Смеется.) КОНКРЕТНО
"Кандагар"
Любой из нас, смотря российский фильм или сериал, мысленно сравнивает его с американским продуктом. Поэтому даже при небольшом бюджете от каждого в съемочной группе требуется отдача. Не напишешь же в начале фильма в титрах: "У нас денег меньше, чем в Голливуде, строго не судите".
- Мы над фильмом "Кандагар" работали с австралийскими спецами по киноэффектам. Они нам еще массовку, уже обученную и заточенную на съемках "Мумии" ( и еще полусотни других мегапроэктов), пригоняли. У них ничего не происходит без тестов. Я лично репетировал два дня с марокканской трюковой массовкой, расставляя столбики на площади, а затем мы целый день репетировали с оператором, актерами и всеми действующими лицами непосредственно перед съемками. Я считаю, что репетиции – путь к улучшению качества продукции!
"Превосходство Борна"
Кстати, зачастую успех голливудского фильма напрямую зависит от россиян. Так было в картинах "Полицейская академия: миссия в Москве" (1994) и "Превосходство Борна" (2004).
- Оба фильма снимались в российской столице, и для работы над ним приглашали нас, местных каскадеров, - объясняет Дмитрий. - Так получалось дешевле, ну а нам, разумеется, тоже интересно было поработать на голливудском уровне. В частности, в автомобильной погоне в "Превосходстве Борна", где главный герой мчится по Москве на желтой "Волге", а его преследует внедорожник "Мерседес" и куча милицейских машин, участвовал и я. (Кстати, эта сцена признана многими фанатами трилогии о похождениях Борна, где автопогоня - обязательный элемент, лучшей из всех трех. В двух других картинах Борн удирает от врагов по улицам Парижа и Нью-Йорка - прим.авт.)
"Бой с тенью-2" - В "Бое" я дал актерам возможность сымпровизировать, - вспоминает Дмитрий. - Они тут же устроили спарринг, но все же пропускали удары. Потом остановились, потрясли головами и сказали: "Нет, все-таки как в кино давайте делать". Их понять можно - снимали 12 часов подряд, у них уже руки в конце не поднимались. Снимали удары с очень медленной скоростью. При монтаже ускоряли. На крупном плане, когда у актера капа изо рта вылетает и капли "пота" в разные стороны - это моя работа, лично наносил "удар".