Интервью Вице-президента Гильдии каскадеров Варвары Никитиной о Премии «Альтер Эго» и о роли каскадеров в современном кино

«Когда я вижу трейлер фильма, когда я вижу лучшие фрагменты кино: в рекламе, в номинациях на кинематографические премии, это всегда самые зрелищные части, это всегда трюки. Наши трюки. Но когда я ищу деньги на премию для каскадеров, чиновники кивают, при этом нам не помог никто из них. И если на федеральном уровне до нас дела нет, будем считать, на федеральном уровне есть более важные задачи, то Москва могла бы, наверное, помочь, ведь Премия ежегодно проходит в самом сердце Москвы и это, безусловно, значимое и для города событие, ведь интернет-трансляцию смотрят тысячи людей. Но и здесь тишина. Где ты, Москва?» 


Почему возникла отдельная Премия для каскадеров? 


Любая премия имеет соревновательный эффект.  В любой работе есть конечный результат - или деньги или удовлетворение.  Максимально прекрасный вариант, когда есть и то, и другое. Но наш кинематограф уделяет унизительно мало времени и бюджета трюковым съемкам. Ты получаешь какие-то деньги, а удовлетворения не получаешь. А случается, что делаешь какой-то трюк, значимый, красивый… и очень хочется, чтобы его увидели и оценили. И если говорить о каскадерской премии, то самое важное и неоценимое признание – признание коллег по цеху. Экспертный совет у нас состоит из людей, которые достигли в кинематографе очень больших высот. Их признание очень дорогого стоит. И это главное для нас в премии Альтер-Эго


Вернемся к истокам премии, как она появилась?


Про премию мы говорили еще лет 15 назад. С Александром Ивановичем Иншаковым мы обращались в оргкомитеты кинематографических премий, чтобы каскадеров номинировали на премии «Золотой Орел» и «Нику».  Это очень обидно, что все участники кинопроцесса номинируются на награды, получают их, а каскадеры остаются за бортом.  Сколько раз мы ходили в Министерство культуры и нам чиновники кивали головами, говорили, да, ребят, мы что-нибудь придумаем, когда-нибудь мы дадим денег. Всё так и оставалось до того момента, пока наших каскадеров не номинировали в Голливуде на премию «Taurus» как лучший зарубежный фильм. В картине «Сталинград» были исполнены десять горений в одном кадре. Тогда уже «злость взяла» окончательно: талант наших каскадеров признан в Голливуде, а не в нашей стране. Именно тогда на Совете Гильдии с Александром Ивановичем твердо решили: мы создадим свою премию. У нас ничего не было кроме этого решения и некоторой доли отваги.  Скинулись деньгами, нас поддержал Союз Кинематографистов, предоставил нам бесплатно зал для проведения Премии, оплатил дорогие статуэтки. Большую часть бюджета Александр Иванович Иншаков покрыл самостоятельно (он и сейчас так делает). Ну и у каскадеров есть много друзей. Это очень разные люди с разными видами бизнеса, иногда даже не имеющими никакого отношения к кино. Мы стали рассказывать, что мы хотим такой праздник для каскадеров. Эти люди ни за рекламу, ни за что-то ещё, а просто из уважения к каскадёрам дали кто-то пятьдесят тысяч, кто-то больше, кто-то меньше. Для кого-то это были незначительные суммы, а для нас собрался бюджет, который позволил нам провести первую премию. И одновременно с каскадерской премией, мы решили учредить и профессиональный праздник. Выбрали дату. 28 апреля. Мы придумали День Каскадера. Когда-то в одном из апрелей много лет назад Иншаков создал Ассоциацию каскадёров. А 28 число, ну да, просто так, можно сказать, выбрали с потолка красивые числа. Объявили об этом во всеуслышание, пресса подхватила. И я с огромным удивлением через некоторое время увидела в разных изданиях, что это уже называется Международный День Каскадера, который празднуется во всём мире. Вот так мы самостоятельно учредили международный праздник. День каскадера. И теперь он существует.  


Почему премия называется Альтер Эго? 


Что такое Альтер Эго?  Это второе «я». По большому счету, мы, каскадеры, и есть второе «я» актера.  «Альтер эго», если более глубоко, это отображение сущности человека. Многих актеров как раз сделали каскадеры. Каскадер как второе «я» актера отражен на логотипе премии. Посмотрите на логотип - перевернутые лица.  Лицо на свету, на белом фоне – актер и его перевернутая тень, лицо на темном фоне. Тень – это каскадер, ведь мы всегда в тени. Но лицо каскадера в тоже время в точности такое же, как у актера. Мы равнозначны, хоть и в тени. И равнозначны по своему месту на логотипе Премии.  


Как эволюционирует Премия? 


Буквально недавно я была на одной из кинематографических премий, финансируемых государством. Там всё хорошо с бюджетом, премия вручается уже больше 30 лет, всё уже отработано и накатано. В преддверии нашей Премии, конечно, я боялась идти, боялась, расстроиться сильно, увидев, как широко проходит у них и какой у нас простенький лубок. Но я вышла с облегчением, потому что поняла, что в нашу Премию вложено не в пример больше душевности и любви. И это не просто слова. В самую первую Премию нам приехал Михаил Сергеевич Боярский. Купил билет за свои деньги из Санкт-Петербурга и просто приехал поздравить каскадеров. Алла Ильинична Сурикова, Денис Майданов, Якубович, Ольга Кабо, Дмитрий Харатьян со своим детским театром. Все эти люди просто из уважения к профессии каскадёр приехали нас поздравить. Мы не планировали тогда и выступления Сосо Павлиашвили. Он буквально вбежал в зал, сказал, что у него сейчас концерт в Кремле, но обязательно нужно поздравить каскадёров, пришел на сцену, спел, поздравил и уехал. В следующем году к нам потянулись рок-музыканты Сергей Галанин и Диана Арбенина. Это придало новую какую-то наполненность премии, потому что рок-тема и каскадеры очень близко. Я уже не говорю об актерах, которые просто со съёмок вырываются, чтобы приехать и поздравить. Это и ведущие нашей Премии: Игорь Петренко и Кристина Бродская, прекрасный актёр Георгий Кузубов и Олеся Грибок, Олег Масленников-Войтов - это те люди, которые поддерживали нас из года в год, проводя церемонии. Огромную поддержку оказывает Гильдия актеров. 


Чем порадует мероприятие этого года?


Изюминка в том, что все соскучились пока была пандемия. Изюминка в том, что вручаются награды за 2 года и это большой накал страстей. Удваивается количество работ, конкуренция становится более серьезной. Если в первые годы каскадеры присылали, конечно, заявки, но приходилось как-то дополнительно информировать, настаивать иногда, то после того, как они побывали на Премии и прочувствовали этот драйв - когда ты сидишь в зале, вскрывается конверт, могут назвать твое имя, адреналин. Теперь, общаюсь на площадке с каскадерами, с постановщиками трюков и иной раз слышу после трюка: как же круто получилось, надо будет это выставить на номинацию на премию каскадерскую. То есть люди уже на площадках думают, как бы сделать так, чтобы люди увидели твою работу и оценили ее не только в кино, а среди своих. Это важно. Гости нашей Премии - кинематографисты, продюсеры, административный цех. Продюсеры увидят киноработы, они смогут выбрать для себя тот стиль трюков, который им нравится. Так что Премия в некотором роде и рекламная промоакция самих каскадеров как специалистов. Работодатели могут увидеть своих потенциальных работников, выбрать лучших. 


Как дается эта Премия? Выстроились ли в очередь спонсоры?


Сейчас, когда мы разговариваем, до премии остаётся две недели.  И на эту дату у нас есть ровно половина бюджета. Его дали наши друзья, хорошо, что они у нас есть. Как и предыдущие годы, на последней неделе, Александр Иванович добавляет недостающих денег, и мне каждый раз за это перед ним неудобно. Некоторые постановщики трюков тоже «подкидывают», кто сколько может. Я могу сказать на что идёт наш бюджет. Оргкомитет весь работает бесплатно. Это те же каскадеры, постановщики трюков, сочувствующие и друзья, жёны каскадеров и т.д. Бессменный режиссер премии Юлия Канавец переходит в круглосуточный режим работы, и решает, казалось, неразрешимые проблемы. Оргкомитет денег никаких не забирает. Ведущие, вручанты, исполнители номеров на сцене, певцы - все это они делают бесплатно. Деньги нужны на технические вещи – свет, звук, изготовление статуэток, спецэффекты, печатная продукция, без которой Премия тоже невозможна. И мы бесконечно благодарны за любую помощь и поддержку. Тем более странно и обидно, что ни «Золотой Орёл», ни «Ника», которые финансируются Министерством культуры, нас не включают. На “Нике” я увидела, что из номинированных фильмов, я участвовала в четырех картинах. Я увидела свою каскадерская работу, но почему-то считается, что художник по костюмам, художник по гриму, звукооператор - они могут получать премию, а каскадеры нет. При этом, когда показывают кусочки фильмов на экране, это почти всегда кусочки экшен - то, что делали мы. Эти части фильмов наиболее зрелищные. И в трейлерах показывают самое яркое, то, что сделали каскадеры. На 90% трюковые кадры. Тем более сейчас, когда согласно государственной политике, снимается очень много военно-патриотических фильмов. Такое кино состоит из трюковых действий. Это большая работа и мы в ней играем далеко не последнюю роль. Если уж мы не интересны на федеральном уровне, а премия ежегодно проходит в центре Москвы, то Москва могла бы поддержать нас, бюджет премии абсолютно небольшой. Мы скромные люди и очень скромно просим. Весь бюджет премии - стоимость одной иномарки из салона. Что это такое для Москвы? 


Что пожелаете в День Каскадера коллегам?


Берегите себя. Божьей помощи желаю. Чтобы ангел-хранитель не дремал, и желаю, конечно, интересных проектов, увлеченных режиссеров, понимающих людей в трюковом кино, чтобы были аплодисменты после трюка на съемочной площадке, и чтобы были аплодисменты после вручения нашей премии Альтер эго.  


Пресс-служба Гильдии каскадеров


 

Наша почта: info@stunt-info.ru